• Главная »
  • Статьи »
  • Логистика закупок
  • Логистика закупок

    Прежде чем говорить о закупочной логистике, разберемся с самим понятием логистика. Логистика – это наука о планировании, контроле, управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов, готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.


    Из этого формируются основные правила логистики:


    1. Нужный груз;
    2. Нужного качества;
    3. В необходимом количестве;
    4. В нужное место;
    5.В нужное время;
    6. с минимальными затратами.


    Логистическими операциями являются разгрузка, транспортировка, погрузка, укладка на хранение и т. д. При прохождении груза, каких-либо деталей, товарно-материальных ценностей через логистические операции, груз именуется материальным потоком в определенный интервал времени, за которое осуществляются логистические процессы с данным грузом.


    Логистика имеет свои функциональные области: закупочная область, производственная, распределительная, транспортная и информационная.
    Рассмотрим подробнее закупочную логистику. Логистика закупок – это процесс управления материальными потоками, с целью обеспечения предприятия необходимыми материальными ресурсами, т. е. сырьем, материалами и т. д.
    Здесь необходимо отметить, что идея логистики заключается в получении дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников процесса.
    Одной из задач закупочной логистики является выбор поставщиков.
    Основные этапы выбора поставщика


    1.Оценка требований покупателей относительно количества, качества, сроков поставки.
    2.Определение типа закупок: постоянные закупки или новые.
    3. Анализ рынка поставщиков, который помогает логистическому персоналу фирмы выявить количество поставщиков и позицию их на рынке.
    4.Оценка возможных поставщиков. Основные критерии оценки – это цена, качество и надежность поставки.
    5. Непосредственно выбор поставщика.
    6. Поставка товаров – оформление договоров, транспортировка, складирование.
    7. Контроль и оценка выполнения операций по закупу.
     

    Можно выделить следующие основные принципы, на которых должны строиться отношения с поставщиками:


    1.    Необходимо общаться с поставщиками, так же как и с клиентами;
    2.    Демонстрировать общность интересов;
    3.    Знакомить поставщиков со своими задачами, так же быть в курсе его деловых отношений с другими фирмами;
    4.    Проявлять готовность помочь, в случае возникновения проблем у поставщика;
    5.    Соблюдать принятые обязательства;
    6.    Учитывать интересы поставщика.
    Небольшой пример оценки поставщиков по трем основным критериям.

    Проведем оценку поставщиков А, B, C и D, используя критерии:
    Цена (0,5)
    Качество (0,2)
    Надежность поставки (0,3)

    Сравнительная таблица поставщиков
    Критерии    Оценка поставщиков
    A    B    C    D
    Цена    8    4    9    2
    Качество    5    8    2    4
    Надежность    3    4    5    10

    1.По поставщику А:
    Цена: 8*0.5= 4;
    Качество: 5*0.2=1;
    Надежность: 3*0.3=0.9.
    Итого: 5.9


    2.По поставщику В:
    Цена: 4*0.5=2;
    Качество: 8*0.2=1.6;
    Надежность: 4*0.3=1.2.
    Итого: 4.8


    3.По поставщику С:
    Цена: 9*0.5=4.5;
    Качество: 2*0.2=0.4;
    Надежность: 5*0.3=1.5.
    Итого: 6.4

    4.Поставщик D:
    Цена:2*0.5=1;
    Качество: 4*0.2=0.8;
    Надежность: 10*0.3=3.
    Итого: 4.8.
    Вывод: При продлении договорных отношений, следует отдать предпочтение поставщику С.